Программа развития школы

МКОУ ХМР "ОШИ п.Горноправдинск"

 

Программа развития школы

 

 

ПРОГРАММА

Развития (перспективная (краткосрочная))

 

Муниципальное козённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийский района

Общеобразовательная школа - интернат среднего (полного) общего образования

п. Горноправдинск

 

  

УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ: средней школы-интерната среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов.

______________ А.М. Чариков

Пр. №61 – о  от  13 ноября 2008г.

ПРОГРАММА развития (перспективная)

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

п. Горноправдинск

2008-2013 год 

  

 

Программа развития

МОУ: средней школы-интерната

среднего (полного) общего образования

с углубленным изучением отдельных предметов

п. Горноправдинск

1.Основание для разработки Программы

Рынок общеобразовательных услуг на данный момент не испытывает недостатка в средних общеобразовательных школах, в которых учащиеся осваивают стандарты образования. При этом, получая аттестат, выпускники данных школ встают перед выбором: ВУЗ. ССУЗ, армия или трудоустройство. Не каждый выпускник имеет возможность поступить в высшее учебное заведение, у некоторых нет возможности обучаться даже в среднем специальном учебном заведении. Для того, чтобы помочь молодым людям решить эту первую серьезную проблему, встающую в их жизни мы хотим построить школу новых возможностей (школа с профессиональной подготовкой).

Наша школа- это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся обычные дети и дети, нуждающиеся в особом подходе, имеющие низкую учебную мотивацию, проблемы 15 предыдущей школе, в семье.

Мы хотим дать возможность нашим учащимся не только получить аттестат о полном общем образовании, но и квалификационную категорию по специальности, которую выпускник, выбрав, изучает в течение 2-3 лет. Таким образом, наш выпускник будет востребован в социуме по той или иной специальности.

В течение нескольких лет педагогический коллектив школы-интерната знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно-ориентированного обучения и развитие направлений профессионального обучения.

Конечно, здесь много проблем: отсутствие приспособленного помещения, слабая (на
данный момент) материальная база, составление специальных учебных планов в соответствии с
образовательными стандартами и стандартами профессионального обучения, правовые аспекты,
формы
          и         методы         обучения. Однако можно утверждать, что создание новой адаптивной школы радикально преобразует рынок общеобразовательных услуг в Ханты -Мансийском районе.

Наш район занимает большую площадь, при этом существует разбросанность населенных пунктов, их удаленность от центра. Только в г. Ханты-Мансийске, на данный момент, имеются учебные заведения, которые обучают рабочим специальностям. Специфика жизни в юроде. удаленность от дома, отсутствие финансовых возможностей (большой город - большие траты), все это не способствует желанию, да и возможностям родителей отправить своего еще не взрослого ребенка в самостоятельную жизнь.

Наша школа уже много лет принимает в своих стенах учащихся, приехавших из других населенных пунктов района. Они живут в общежитии, получают бесплатное трехразовой питание, обучаются и получают специальность в нашей школе. Здесь, в поселке городского типа дети учатся самостоятельности, приспосабливаются к новым условиям жизни. Все это проходит гораздо менее болезненно, чем в городе. Наши дети - дети поселка, сами не являясь горожанами, относятся к приезжим доброжелательно, между ними практически не чувствуется разницы. Таким образом, переход к новой самостоятельной жизни проходит более плавно, менее травмирующее. Закончив школу, получив аттестат и свидетельство о присвоении квалификации, наши выпускники имеют возможность либо продолжить образование, либо трудоустроится, самим зарабатывать и помогать родителям. Ученики нашей школы выходят в жизнь не слабыми, беззащитными детьми, а взрослыми, уверенно смотрящими в будущее полноценными гражданами нашего общества, способными принести пользу себе, своей семье и родине.

2. Главные задачи проекта.

Личностно-ориентированное обучение - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. Чтобы правильно организовать обучение надо установись те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

1.       природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть как ярко выраженными, так и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием и обучением.

2.                                   особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов приводя! к тому что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Иногда просто необходимо изолировать ребенка от его ближайшего окружения. Дать ему шанс построит свою новую жизнь, дать ему возможность самореализоваться.

3.                                                                        социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей. Задача школы - научить ребенка правильно оценивать себя и свое место в жизни.

4.                                   воспитательное учреждение, в котором человек получает образование. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых. решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования - мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированное профессиональное образование.

Система   личностно-ориентированного   профессионального   образования   в   адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление деятельности

Действующий фактор

1

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

Психологическая служба

2

Классно-урочные занятия

Программа образования

*> 3

Занятия    по    выбору    учащихся,    факультативы,    НОУ. спецкурсы, профили

4

Самообразование

5

Профессиональная подготовка учащихся

Программа профессионального обучения

6

Трудовая деятельность учащихся

7

Внеурочная деятельность учащихся

Программа воспитания

8

Школьное соуправление и самоуправление

9

Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка

Социальная служба

Личностно-ориентированное профессиональное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика конкурентоспособной, внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

В современной школе, особенно в старших классах, вес более усложняются процесс и содержание образования. Одновременно возрастают конкурсы в большинство вузов. В настоящее  время академическая направленность школьного образования, превращение школы в ступень для подготовки к поступлению в вуз ничего общего не имеют с реальной российской действительностью. Мы по-прежнему стараемся научить всех всему. Весь мир уже давно понял, что учить, таким образом, не только не возможно, но и не нужно! Самой человеческой природой заложены и в развитых странах реализованы два подхода к школьному образованию. Один из них - для тех. кто предрасположен, заниматься практической деятельностью, работая руками, хорошо зарабатывать и ощущать себя вполне счастливым. Такие выпускники в силу социальных и личных обстоятельств хотели бы как можно раньше предложить себя на рынке труда, иметь достойную работу и зарплату, уважение в своей среде и обществе.

В настоящее время на рынке труда востребованы именно рабочие профессии, такие как повар, автослесарь, водитель и др. Современные школьники, получая информацию (часто искаженную) из СМИ, телепередач считают престижным поступление в ВУЗ, но зачем стране столько юристов, экономистов и других специалистов, прямо скажем, не очень высокого качества. А ведь половина из них могла бы стать прекрасными специалистами, имея возможность и желание получить специальность, не покидая стен школы.

Таким образом, по нашему мнению, школа должна выполнять кроме образовательной и воспитательной функций еще одну - функцию профессиональной социализации.

Деятельность школы по профессиональной социализации предполагает три основных направления:

1.    Профессиональная ориентация.

Трансформация старых, появление и увеличение числа новых профессий, изменение требований, условий, подготовки - все это требует перехода от дилетантства к серьезной работе, подготовки специальных кадров, умеющих и способных заниматься этой работой.

2.    Профессиональный отбор

Желание ребенка может быть ограничено показателями здоровья. Необходимо как можно раньше помочь ребенку оценить свои возможности и сделать правильный выбор профессии.

3.   Профессиональная подготовка

Адаптивная личностно-ориентированная школа дает возможность учащимся не только правильно выбрать профессию, но и одновременно с обучением общеобразовательным дисциплинам получить ряд профессий, которые позволят многим выпускникам достаточно быстро включиться в производственную деятельность в той или иной сфере. Наша школа уже сейчас дает возможность учащимся в свободное от занятий время на базе школы получить на выбор одну или несколько профессий в рамках профессионального образования в сроки, соответствующие возможностям ученика

Количество профессий, предлагаемых школой, зависит от следующих факторов: интересов и потребностей детей, запросов рынка, возможностей материальной базы школы, потребностей социума. В первую очередь деятельность школы предназначена для детей сирот, детей «группы риска», педагогически запущенных детей, социально необеспеченных детей и просто желающих одновременно с аттестатом получить квалификацию по рабочей специальности.

3. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

Учащиеся в адаптивной школе личностно-ориентированного профессионального образования должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставить перед собой следующие цели:

1.                 Продемонстрировать      потенциал.      выгоду      и      разные      подходы      к внедрению услуг данной школы. Показать, что в первую очередь может быть сделано, используя существующие в данный момент возможности школы-интерната. 

2.                 Обеспечить      обучение      в      области      личностно-ориентированного      и

профессионального образования, проводя семинары, выпуская методические
рекомендации. Создать на базе школы-интерната из коллектива педагогов
инициативную группу, основной задачей которой являлись бы:
координация деятельности школы по разработке и реализации программы
личностно-ориентированного профессионального обучения; адаптация
общеобразовательных
         стандартов     и     стандартов  профессионального

образования к программе школы:

Для выполнения этих целей необходимо решить следующие задачи:

1.                  Обеспечить переход к универсально-профессиональному образованию

2.                  Найти новые формы наполнения содержания ЗУН, составить учебный план, наиболее оптимально используя возможности школы.

3.                  Изучить рынок труда Ханты-Мансийского района, выделить наиболее востребованные специальности

4.        Подготовить материально-техническое обеспечение учебного процесса

5.        Подготовить специалистов, способных на профессиональном уровне проводить обучение школьников рабочим специальностям, востребованным на рынке труда

6.        Определить педагогические основы и создать соответствующую базу для последующего формирования ученической организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления)

7.                  Совершенствовать работу, направленную на демократизацию процесса обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса «ученик - родитель - учитель»

8.                  Совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни. системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью

В  основу  учебно-образовательного  процесса,  процесса  профессионального  образования педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

-   гуманизации   образования,   предполагающей   индивидуализацию   и   дифференциацию учебного процесса;

-   демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

-   преемственность  в обучении,  когда полученные по общеобразовательным  предметам знания будут востребованы, расширятся и углубятся при профессиональном обучении.

Перспективы и ожидаемые результаты адаптивной школы личностно-ориентированного профессионального образования: сложившаяся система работы школы-интерната позволяет, исходя из решения задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса и профессионального обучения перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса, профессиональною образования и реорганизации системы управления.

Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы

I  этап  (2008- 2009 г.г.)  - составление  перспективной   программы  развития   школы: образовательных и воспитательных проектов, зашита проектов, апробация и внедрение.

II    этап   (2009-2011   г.г.) - практический   -   корректировка   проектов,   организация
адаптивного личностно-ориентированного профессионального обучения.

III    этап   (2011 -  2013   г.г.)  -  результативный        самоконтроль   и   экспертная   оценка результатов обучения, воспитания и развития.

Модельное представление школы

Ступени образования

Основная школа 1 год обучения

Полная средняя школа 2 года обучения

Профессиональное

обучение

2 года обучения

Возраст учащихся

15- 18 лет

15-20 лет

15-20 лет

Содержание образования

Предметы.      обеспечивающие      Федеральный стандарт образования с учетом  регионального компонента

Специальности, лицензированные        в школе-интернате

Особенности организации    учебной работы школы

Традиционные    уроки,    уроки    с    элементами личностно-ориентированного                обучения, нетрадиционные    уроки           федеральный     и региональный      компоненты      универсального учебного плана

Предпрофилыюе         и профессиональное обучение  -   школьный компонент

Особенности организации воспитательной работы школы

Самоуправление, соуправление. Школьные ученические объединения

1 рудовая лея к-, п.нос 1 ь учащихся

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельностный подход, который:

-   способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

-   пробуждает деятельностиое начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме творческого диалога как для учителя, так и для ученика.

Образовательный процесс, процесс обучения профессии, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемуся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью современной молодежи в усвоении быстро меняющихся знаний должен обеспечить:

        мобильность   выпускника   школы,   способность   к   самостоятельному   освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

        овладение поисковым, проблемным, продуктивным типами деятельности:

        уверенность выпускника в завтрашнем дне, его конкурентоспособность, его четкое видение своего завтрашнего дня, уверенность в своих силах.

Особенности и условия построения личноегно-ориентированной модели школы:

1.                                                                       Создание индивидуального облика школы                выявление оригинальности, особенности школы, осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

2.                                   Отношение учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3.                                                                       Позицию учителя в школе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

4.                                   Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных. эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.)

Особенности и условия построения профессионального обучения в школе:

1.                  Введение  в  учебный   план   занятий   по  трудовой   и   профессиональной   подготовке, согласно лицензиям и материальной базе школы.

2.        Подготовка и переподготовка специалистов - мастеров производственного обучения.

3.                  Открытие ставок инструкторов по труду.

4.        Улучшение материально-технической базы школы, обеспечение прохождения практики по профессии на базе организаций и предприятий поселка.

5.                  Переход на частичное самофинансирование.

6.        Возможные направления профессиональной подготовки:

 

-  оператор ЭВМ;

-  повар;

-  столяр строительный;

-  автослесарь;

- водитель автотранспортных средств;

-  швея;

-  продавец;

-  секретарь - референт.

 

7.        Школа, для  прохождения  практики  по данным  специальностям  имеет возможность заключить договора с организациями поселка.

8.                  Выпускники,  имеющие  ту  или  иную  квалификацию,  имеют  возможность  получить работу в тех организациях, где они проходили практику (гарантия трудоустройства)

Перспективная модель работы школы к 2013 году (пояснительная записка к схеме 1):

Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

        базисные учебные предметы;

        спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);

        профессиональное образование

        дополнительное образование.

Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам, на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения для учащихся, для развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования.

С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой включает профессиональное обучение по выбору учащегося, многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

I модуль:

        содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности. осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;

        учитель вводит учащихся в сферу учебного (профессиональною) предмета (предпрофильное образование  введение в профессию), создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету (профессии), закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

        развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

II модуль:

        учащиеся переходят к изучению основ наук (профессии), к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

        усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения. овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

        развитие прикладного характера обучения, умение учащихся применять полученные знания на практике;

        развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

        расширение содержания образования через введение новых предметов профессионального направления, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих занятий и т.п.;

        умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

        развитие основных умений и навыков при работе с техникой, соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности;/

        умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

        сохранять необходимость дифференцированной помощи учащимся через дополнительные занятия, кружковую и внеклассную работу.

III  модуль:

        конкретизация познавательных интересов учащихся;

        углубление знаний в НОУ;

        групповая и индивидуальная исследовательская деятельность:

        овладение практическими приемами профессиональной деятельности на практике;

        урочная и учебная деятельность осуществляется через технологии повышения уровня: лекции, семинары, зачеты, блоки и т.д.

IV модуль:

        учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

        у учащихся выявляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней. т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной цели - достижению определенной профессиональной квалификации по выбранной специальности;

        формирование такого стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирования способности к самостоятельному добыванию знаний:

        интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования, профориентация;

V модуль:

    формирование мотивации педагогического коллектива на начало и продолжение
инновационной деятельности, внедрение в процесс обучения новых педтехнологий.
учет положительного педагогического опыта учителей школы и педагогов других
школ;

 

 

        качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО - создание основ банка ППО школы;

        повышение квалификации педагогов через самообразование, дистанционные курсы, курсы на базе ИПК, РРО, участие в МО, территориально-методических семинарах, педчтениях и т.п.;

        установление тесных связей с организациями и предприятиями поселка, для прохождения профессиональной практики учащимися школы.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»